Перша сторінка
Мапа сайту
Зворотній зв'язок
Персональний сайт Славіка Бігуна
Людяність і оптимізм, професіоналізм і довершеність

ЮрХіт

ЮрФильм. «Три цвета: Красный» (1994) – образная операция на открытом сердце. Прооперируетесь и вы? О судье-шпионе и том, «как люди проходят мимо и не замечают друг друга»

01.11.2010

Есть фильмы, которые как бы оперируют вас на открытом сердце. Среди них и фильм К. Кесьлевского «Три цвета: Красный» (Trois couleurs: Rouge, 1994).

Меня этот фильм «прооперировал» дважды. Впервые я просмотрел его в университетские годы, и он беззаветно влюбил меня во французское кино. Фильм оказался не так уже и французским, и польского режиссера – но это я узнал, посмотрев его во второй раз. В этот раз я смотрел его в более зрелом возрасте, просматривая сотни «юридических фильмов» в поисках творческого вдохновения, готовя докторскую диссертацию по философии правосудия, – ведь в нем речь идет о судье Ж. Керне и его прообразе – молодом юристе, готовящемся к экзамену на судейскую должность. В этот раз я смотрел фильм на французском языке, который, кажется, имеет особый ключ к моему сердцу, и впечатление было еще сильнее.

Сердце, как бы, открылось и... И так невыносимо хотелось поделиться своими впечатлениями с очень близким мне человеком. Я набрал номер, позвонил и сказал, что хочу поговорить. Но в ответ услышал, как мне показалось, насмешливое и не в настроение – «уже поздно, иду спать». Ощущение было такое, что тебе плюнули в открытое сердце. Само сердце, а не грудная клетка, казалось, теперь было вскрыто, как консервная банка. Сильная боль. Слава Богу, что-то произошло … и сердце биться не перестало. Но все еще болит. И вопрос остается: неужели так непостижима эта «твоя» боль для «близкого», или это не близкий, как ты думал, тебе человек?

Вообще, образ сердца – образ сильный. И это не только образ: режиссер К. Кесьлевский умер именно от операции на открытом сердце. После выхода это фильма, в 54 года. Ну, да ладно. Нам еще предстоит умереть, поэтому примите лишь такой совет: не смотрите этот фильм в одиночку или же будьте уверены, что после его просмотра у вас будет с кем поговорить «по душам», или с кем-то, кто, по крайней мере, с вами «на одной волне».

А пока вернемся к сюжету фильма, ведь мне еще предстоит убедить вас его посмотреть. Это последняя часть трилогии «Три цвета», названной за аналогией с триколором Франции. Картина повествует о студентке Валентине, подрабатывающей моделью, которая, случайно сбив овчарку, встречает ее хозяина – отставного судью Жозефа Керне. Судья, оказалось, шпионит: прослушивает телефонные разговоры соседей. Сначала Валентина презирает его, потом жалеет, но жизненный путь снова привод ее в судье, как бы давая ей шанс переосмыслить происходящее. Потом, постепенно у них возникают отношения: симпатия, можно даже сказать, она постепенно влюбляется в него. Но жизнь последнего на исходе. В тоже время параллельно в расцвете жизнь, как бы прообраза судьи, Огюста Бруннера, который готовится стать судьей по криминальным делам. Он влюбляется в красивую девушку, которая оказывается … Но, не будем предвосхищать события.

Почему же стоит посмотреть этот фильм юристам?

Во-первых, потому что они тоже умеют глубоко чувствовать и любить. И ум в этом «деле» не помеха, а иногда даже в подспорье: легче разобраться в чувствах. Правда, от этого счастья не прибавляется. Как ни крути, даже самый, извините за резкость, «конченный» юрист – идеалист в определенной мере. И поэтому – потенциальный романтик.

Во-вторых, фильм ставит несколько важных вопросов, которые трудно назвать чисто юридическими, скорее, они социально-юридические. Судья, который шпионит, осознанно преступает закон. Но именно это позволяет ему узнать правду, как «есть на самом деле», «лучше, чем в суде». Судья ошибается и оправдывает преступника, но последний дальше «живет в мире». Получается, что судья поступил, «как надо», а поступи он безошибочно, он бы погубил его судьбу.

В общем судья, как режиссер, ставит жизнь других. Он одновременно – циник и романтик, карателен и милостив, он земной бог и дьявол.

Кстати, юридические нотки и сюжеты в фильмах К. Кесьлевского не случайны – это результат влияния на его творчество юриста Кшиштофа Песевича, с которым режиссер напишет вместе не один сценарий, снимет такие «юридические фильмы», как «Без срока» (1984) и «Декалог» (1989-1990).

О чем же этот фильм по большому счету?

Вы найдете немало интерпретаций. Сам К. Кесьлёвский как-то сказал об этом так: «Прекрасно, что человек в состоянии дать что-то другим. Но если мы делаем это лишь ради того, чтобы лучше думать о себе самих... Разве наипрекраснейший поступок не оказывается в таком случае небезупречным? Такого рода вопросы поднимает наш фильм. Ответа мы не знаем, да и не ищем его. Просто еще раз задумываемся. В сущности, «Красный» - фильм о том, как люди проходят мимо и не замечают друг друга».

Так, не пройдите мимо это фильма.

Цитаты:

  • Валентина / Судья: … Кто вы? Полицейский? / Хуже. Судья.
  • Валентина / Судья: …А как с Ритою (овчаркой, сбитой Валентиной)? / Она очень умная собака. Возьмите ее. / А вам она не нужна? / Мне никто не нужен. / Тогда вы можете лучше перестать дышать? / Хорошая мысль.
  • Судья / Валентина: Здесь, по крайней мере, я знаю, где правда, всё видно лучше, чем в суде. / Каждый имеет право на свои тайны.
  • Валентина / Судья: Что вы делаете? / Я шпионю. / Что? / Подслушиваю телефонные разговоры соседей. … / Это отвратительно. И к тому же, незаконно. … Вы уверены, в том, что вы правы? … Тогда пойдите к этому человеку и расскажите его, что его подслушивают. И что это делаю я…
  • Судья / Валентина: Почему вы подобрали собаку? Если бы вы ее бросили, вас замучили бы угрызения совести и непременно начала бы сниться собака с разбитой головой. Так ради кого Вы это сделали? … / Люди не плохие!
  • Судья / Валентина: … Сегодня у меня юбилей… 35 лет назад, примерно в это же время – в пять часов вечера я оправдал человека – моряка. Это был один из первых моих серьезных процессов. Я переживал трудный момент в жизни. Потом я понял, что совершил ошибку. Он был виновен…/ Что с ним стало? / Я провел свое расследование. Он женился. У него трое детей и недавно родился внук. Он живет в мире. / Значит, вы поступили как надо. И даже очень хорошо. Вы не понимаете? Вы спасли его. / Предположим. Но сколько других я мог оправдать? Да и виновных. Да и сама власть, решать, что правда, а что нет. Теперь мне кажется, что это недостаток скромности. Тщеславие? / Тщеславие.
  • Валентина / Судья: Если мне придется предстать перед правосудием, как вы думаете, сейчас еще бывают такие судьи, как вы? / Вам не придется. Правосудием не занимается невиновными.
  • Судья: Он встретил не ту женщину, которая ему нужна.
  • Судья: … я признал его виновным. Приговор был законным. А потом я досрочно вышел на пенсию.

Цитаты режиссера:

  • Фильм «Красный» снят в «сослагательном наклонении» - мы видим, как сложилась бы жизнь судьи, родись он на сорок лет позже. Всё, что случается с Огюстом, когда-то происходило с судьей. Но возможно ли повторение чьей-либо жизни? Может ли быть исправлена ошибка? Или кто-то просто родился не в свое время? (Кесьлёвский. О себе)

(с) ЮрФильмы. Славик Бигун, 1-2.11.2010.

 





 

Статистика

Rambler's Top100

Створено в
студії

~~ <*))>< ~ fishdesign