Перша сторінка
Мапа сайту
Зворотній зв'язок
Персональний сайт Славіка Бігуна
Людяність і оптимізм, професіоналізм і довершеність

ЮрХіт

ЮрФильм. Об образе суда присяжных и значении предубеждения в правосудии – «Двенадцать разгневанных мужчин» / 12 Angry Men (США, 1957, С. Люмет, драма, 96 мин.; Рейтинг IMDb 8,9 (7-е место), КП 8,4 (63-е место))

07.09.2011

Тема: юридический фильм, legal film

Актеры. Мартин Балсам (присяжный № 1), Джон Фидлер (№ 2), Ли Джей Кобб (№ 3), Е. Дж. Маршалл (№ 4), Джек Клагман (№ 5), Эд Биннс (№ 6), Джек Уорден (№ 7), Генри Фонда (№ 8), Джозеф Суини (№ 9), Эд Бегли (№ 10), Джордж (Иржи) Восковец (№ 11), Роберт Уэббер (№ 12).

Каждый из 12-ти присяжных идентифицирован по номеру, но он не безличен. Даже наоборот. Их отношение к делу определяется не только его обстоятельствами, но и внеюридическими факторами: социальным происхождением, отношениями в семье, настроением, профессией. Первый из присяжных — архитектор, второй — брокер, третий — эммигрант, четвертый — тренер школьной команды, пятый — часовщик и т.д. У кого-то «почтовое бюро» или «рекламное дело», а ещё кто-то «простой рабочий», за которого «думает босс». И все это имеет значение — для дела в том числе. В зале заседаний присяжных идёт постоянная борьба характеров (бесхарактерности) и аргументов. Сценарист Р. Роуз, который в свое время был присяжным, отлично передал атмосферу заседания, образы присяжных, аргументы. Актерский ансамбль — чемпионы экрана. Все выглядит реально, как в жизни. Фильм — воплощение социально-психологического реализма — одной из философий кино той эпохи.

Сюжет. В «самый жаркий день в году» 12 присяжных решают судьбу 18-летнего парня. Виновен ли он в умышленном убийстве своего отца? Один из присяжных предлагает: «Голосуем. Может, сразу и закончим». «Виновен», — так считаю все, кроме одного: «О, Господи. Всегда этот один». Он предлагает «поговорить». Ведь «надо всё разложить по полочкам, как в кино». Кто же кого убедит: один всех или все одного? Вина должна быть доказана «вне всякого разумного сомнения» — таков критерий вины в уголовном процессе в США. И начинается противостояние: мнений, убеждений и предубеждений… Зритель постепенно узнает обстоятельства дела. Именно за их оценку идет гневная борьба. В итоге перед нами 12 разгневанных мужчин (точнее, сердитых, раздраженных), которые выносят судьбоносное решение.

Смыслы. В фильме присутствует не только противостояние мнений, но и философий, в том числе политических, юридических. Не случайно один из присяжных с верой говорит о демократии: «На нас лежит ответственность. Я всегда думал, что в этом и состоит наша демократия». Фильм убеждает и в обоснованности концепции «вне разумного сомнения», тонко разграничивая «возможное» и «маловероятное». В целом, мы убеждаемся, что несмотря на противоречивость человеческой натуры, она может быть представлена обособлено как целостная — воплотившись в работе таких институций, как суд, в частности суд присяжных — оплоте судебной демократии.

Считается, что Люмет не верил в то, что искусство изменяет реальность. Но данный фильм разубеждает в этом. Как минимум, потому, что он является аргументом стать юристом; для них он создает новую реальность — профессиональную. Да и неюристы могут получить представление о том, как работает судебная система в части суда присяжных. Правда, во всем, естественно, не стоит доверять фильму: один из рецензентовюристов отметил ошибку в самом важном моменте фильма (когда присяжный показывает, как могла быть убита жертва): присяжные в США не вправе были пользоваться уликами. Да и сегодня не в каждой стране присяжные обязаны выносить единогласный вердикт. И количество присяжных не обязательно 12 (иногда их может быть 6 или 15). А значит, и другое количество «разгневанных мужчин», а иногда — и женщин. Но это детали, не портящие картину, ремейки которой неоднократно создавались (одноименный фильм У. Фридкина через 40 лет или картина «12» Н. Михалкова — на полстолетия позже), свидетельствуя об успехе фильма и популярности темы.

Цитатник.

• Вам предстоит вынести решение по делу об убийстве первой степени. Умышленное убийство — самое серьезное обвинение в уголовном суде. … Один человек мертв. На карте жизнь другого. … На вас лежит большая ответственность.

• Адвокаты болтают и болтают, даже когда дело яснее некуда. Столько шума из ничего. / Но так полагается. / Полагается. Это система.

• Я голосовал первым, да? Но я считаю, что он виновен. И не передумаю даже через сто лет.

• Думаете, у вас монополия на истину?

• По-моему, он виновен. По-моему, это очевидно. Обратное не доказано. / И не надо. Доказательства — дело обвинения. Адвокат не обязан рта раскрывать. Так по конституции…

• А говорить можно бесконечно.

• Неблагополучная семья, продукт окружающей среды... / Наша задача — определить, виновен он или нет, а не выяснять, почему он таким вырос. / Он родился в трущобах. Трущобы — почва для преступлений. Не секрет, что дети трущоб потенциально опасны для общества. Думаю... / …Я прожил в трущобах всю жизнь... Я всегда играл на мусорных свалках. Может, от меня пахнет?

• Я поставил себя на место обвиняемого. Может, адвокат был плох. Если бы речь шла о моей жизни, я бы хотел, чтобы адвокат разбил доводы обвинения вдребезги.

• Они люди, а люди могут ошибаться.

• Я простой рабочий. За меня думает босс.

• Господа, это очень печально — быть никем.

 

За кадром. Трудно поверить, но это первый фильм Сидни Люмета (1924–2011). Судьба картины парадоксальна — это «успешный блин комом». Фильм не имел коммерческого успеха (хотя и был снят в 1957 году, по словам режиссера, за 19 дней на «смешной бюджет» в $349 тыс.). Успешным он стал со временем. Правда, кинокартина сразу имела успех вне США. В общем фильм удостоился 13 наград и 9 номинаций (три на «Оскар»). Сегодня он входит в топ-100 лучших фильмов во всех жанрах (в рейтинге IMDb 7-е место с оценкой 8,9 из 10!). Положив начало успешной карьере 33-летнего Люмета, этот фильм уже изначально заставил говорить о нем как о мастере судебной драмы.

Кинолента — виртуозная работа оператора Бориса Кауфмана (кстати, корнями с Украины). Чего стоит начальный шестиминутный кадр. А потом — кадры, показывающие реакцию присяжных. Весь фильм снят с трех углов: сначала на уровне над глазами, потом — на уровне глаз, и в конце — ниже уровня глаз. Несмотря на съемку в одном помещении, разнообразие операторских подходов не просто спасает фильм, а держит в постоянном напряжении, делая картину удивительным интеллектуальным триллером. Экранизация удалась на славу.

(с) В. С. Бигун, 2011 (В. С. Бигун. Юридические фильмы. Учебный киногид о праве и юристах)

Ключевые слова

  • Актерский ансамбль Архитектор Банковский клерк Биржевой маклер В фильме только мужчины Воодушевляющий сюжет Закон Иммигрант Легальный Ливень с ураганом Менеджер рекламного агентства Нью-Йорк Один день Отсутствие музыкального сопровождения Отчужденность в отношениях между отцом и сыном Очки Период сильной жары По мотивам телефильма Присяжные Продавец Пружинный нож Разговорное кино Расизм Реальное время Свидетель Скептицизм Смертельная угроза  Совещательная комната присяжных Справедливость Судебная драма Судебное разбирательство Съемки в одних декорациях Тренер Убийство Уборная Улика Фотография Число в оригинальном названии
  • Jury Murder Trial Jury Room Watchmaker Law Racism Bank Clerk Immigrant Death Threat All Male Jury Ensemble Cast Coach Photograph Real Time Dialogue Driven One Day Based On Teleplay Salesman Rainstorm Takes Place In One Day Dialogue Driven Storyline Witness Advertising Executive Single Set Production No Music Skepticism Legal Courtroom Drama Heat Wave Stockbroker Based On TV Movie Restroom Eyeglasses Inspiring Story Justice Switchblade New York City Evidence Architect All Male Cast Father Son Estrangement Number In Title

Смотрите также:





 

Статистика

Rambler's Top100

Створено в
студії

~~ <*))>< ~ fishdesign