Перша сторінка
Мапа сайту
Зворотній зв'язок
Персональний сайт Славіка Бігуна
Людяність і оптимізм, професіоналізм і довершеність

ЮрХіт

ЮрФильм. Об образе революционного правосудия и роли юриста в истории – «Дантон» / Danton (Франция, ФРГ, Польша, 1982, А. Вайда, драма, биография, история, 139 мин.; Рейтинг IMDb 7,5 КП 8,0)

03.09.2011

Тема: юридический фильм, legal film

За любой великой революцией стоят великие люди. За Французской — в том числе и Жорж Жак Дантон (1759–1794), один из основателей Первой французской республики, министр юстиции времён Французской революции и основатель революционного трибунала, которым он будет судим

Актеры. Жерар Депардье, Войцех Пшоняк, Анн Альваро, Ролан Бланш, Патрис Шеро, Эмманюэль Дебевер, Кшиштоф Глёбиш, Рональд Гаттмен, Жерар Арди, Тадеуш Хук и др.

Сюжет. Париж. Весна 1793-го. Французская революция в фазе террора. Робеспьер, председатель Комитета общественного спасения, чтобы удержать власть, идёт на крайние меры. Он считает, что «благополучие страны требует, чтобы мы были гнусными. Мы не можем позволить себе быть справедливыми». Срабатывает идея революционного трибунала, который стал оружием революционного террора и диктатуры. Жертвой этого оружия, по иронии судьбы, становится автор идеи революционного трибунала и друг Робеспьера — адвокат Дантон. Его обвиняют в государственной измене. Сам же Дантон пробует остановить террор, но не станет ли он жертвой извращения своей идеи?

Адвокат Дантон принимает вызов: «Раз правительство обвиняет нас, мы обвиним правительство!» Дантон на судебном процессе апеллирует к народу, но процессуально это ему, любимцу публики, запрещают. Есть ли у него шанс? Ведь «это политическое дело. А политика подчиняется механизму, который не имеет ничего общего с правосудием». Как считает сам Дантон, «это политическое дело, а не суд. Это дуэль». Дуэль с Робеспьером — Робеспьером А. Вайды, который не лукавит. Он считает, что правосудие — «это божественная добродетель, следовательно, недоступная». А задача революционного трибунала, так к месту придуманного самим Дантоном, быть «орудием наказания всех врагов отечества». Значит — врагов революции.

Смыслы. Фильм «Дантон» — художественный мастер-класс на тему соотношения права и политики, отраженного в идее революционного правосудия. Сам судья Фукье противоречит Робеспьеру: «Я не палач у тебя на службе». «Ты палач, которого требует правосудие. Мы передаем тебе врагов нашей Республики! Твой долг — не судить их, а уничтожать!», — отвечает ему Робеспьер. Дантон негодует: «Это называется правосудием? Это бойня!» Он всё видит: «Я был одним из создателей народного правосудия. Как вы могли предположить, что можете развратить его, а я этого не замечу?» И как почти по-божественному, как приговор высшего суда, звучат статьи Декларации прав человека и гражданина 1789 года, произносимые мальчиком над головой больного Робеспьера.

Робеспьер в фильме самокритичен: «Видишь ли, дело Дантона — это дилемма. Если мы его проиграем, вся Революция развалится. Если мы выиграем, вероятно, случится то же самое. Но этого я не должен был говорить», — признаётся Робеспьер самому ближнему своему. Дантон даёт Робеспьеру три месяца. История это подтверждает, и уже к июню 1794 года нет в живых отцов французской революции: Марата, Дантона и Робеспьера. Не пожирает ли революция не только своих детей, но и своих отцов?

Конечно же, фильм «Дантон» многопараллелен. Одна из параллелей — современность, время противостояния просоветской польской власти Войцеха Ярузельского, воплощённой в образе диктатора Робеспьера, и нового веяния о «Солидарности» с другом режиссера А. Вайды — Лехом

Валенсой, воплощённом в свободолюбивом Дантоне. Хотя сам А. Вайда отрицал такую параллель, отождествляя Робеспьера с Восточной Европой, а Дантона — с Западной, она помогает лучше понять этот фильм.

Цитатник.

  • Робеспьер: Правосудие — это божественная добродетель, следовательно, недоступная.
  • Революционный трибунал не может быть правосудием. Он может быть только орудием наказания всех врагов отечества, а не орудием борьбы против преступников.
  • Дантон: Мне 35 лет, а на вид все 60. Я устал, Филиппо, устал. Я бы хотел уйти от этого, но для этого мне надо покончить с террором, потому что как раз именно я был один из  тех, кто ввел его.
  • Робеспьер — Дантон: Ставишь себя над государством? / Каждая незаурядная личность возвышается над массой.
  • Робеспьер: Остановить революционный процесс — это смерть Революции.
  • Дантон: Люди хотят только есть и спокойно спать. Там, где больше нет хлеба, больше нет законов, свободы, правосудия, больше нет Республики.
  • Дантон — Робеспьеру: Если ты будешь упорствовать, Максим... Видишь эту голову? Чувствуешь шею? Что ж, именно тебе придется ее отрубить. Извини.
  • Камилл: Замолчи! Я тебя не боюсь. Когда борешься за свободу, смерть не кажется такой ужасной. Возможно, это та цена, которую надо заплатить.
  • В выступлении Конвента: Мы должны проголосовать за обвинительный приговор, даже не выслушав обвинительного акта Сен-Жюста.
  • Заключенный: Когда смерть совершенно неизбежна, вдруг перестаешь мучиться. / Но мы можем выиграть суд. / Нет. Это политическое дело. А политика подчиняется механизму, который не имеет ничего общего с правосудием. Дантон: Нет, это политическое дело, а не суд. Это дуэль.
  • Дантон: У нас будет один судья — народ! И тогда, если нам удастся посеять семена сомнения в народе...
  • Дантон на суде: Народ Франции! Что у меня общего с этим сбродом, рядом с которым меня посадили? Ничего! Кто осмелился посадить этих воров рядом со мной? Мы, передовой отряд Революции, на одной скамье с преступниками! Что это значит? / Вам еще не давали слова, Дантон!
  • Дантон: Я был одним из создателей народного правосудия. Как вы могли предположить, что можете развратить его, а я этого не замечу? Вот еще один, очередной, ваш маневр. Вы посадили нас с известными преступниками, чтобы публика спутала нас с ворами. Браво, поздравляю. Поздравляю, прекрасная идея. Как жалко, что я это раскусил. Что это за пародия на правосудие? А свидетели, где наши свидетели? Мы имеем право на свидетелей. Где они? Народ Франции, Трибунал — это ты!
  • Дантон: Это называется правосудием? Это бойня!
  • Дантон (шутит): Нет, я вспомнил слова папаши Гильотина: «Когда падает нож, вы ничего не чувствуете, ничего, только приятное ощущение свежести».

За кадром.

  • Фильм снят по пьесе «Дело Дантона» Станиславы Пшибышевской.
  • Хотя картина великолепна во многих отношениях, критиками она была воспринята неоднозначно, наградами её заслужено не обделили.
  • Анджей Вайда получил Приз Луи Деллюка (1982), фильм — премию BAFTA за лучший зарубежный фильм (1982) и премию «Сезар» за лучшую режиссуру (1983). И, конечно же, призы получили Жерар Депардье и Войцех Пшоняк за лучшие актёрские работы (приз МКФ в Монреале).
  • Дантон — популярный образ для экранизации. В 1970 году вышел телевизионный фильм «Дантон» Д. Дейвиса с Энтони Хопкинсом в главной роли. Ещё раньше, в 1921 и 1931 годах — одноименные киноленты вышли в Германии, снятые Г. Берендтом и Д. Буховецким.
  • Человек имеет права до тех пор, пока он может их сохранять

(с) В. С. Бигун, 2011 (В. С. Бигун. Юридические фильмы. Учебный киногид о праве и юристах)

Смотрите также:





 

Статистика

Rambler's Top100

Створено в
студії

~~ <*))>< ~ fishdesign