Перша сторінка
Мапа сайту
Зворотній зв'язок
Персональний сайт Славіка Бігуна
Людяність і оптимізм, професіоналізм і довершеність

ЮрХіт

ЮрФильмы. Презентация книги «Юридические фильмы» международному интеллектуальному сообществу

07.08.2011

Тема: юридические фильмы / legal films

В. Бигун презентовал книгу «Юридические фильмы» международному интеллектуальному сообществу. Книгу представлено участникам Программы повышения квалификации вузовских преподавателей по направлению «Философия прав человека». Каждый участник программы получил в подарок книгу автора, которая, кстати, издана в рубрике «Подарок юристу».

Напомним, что В. Бигун издал первую в СНГ книгу о юридических фильмах («Юридические фильмы. Учебный киногид о праве и юристах») (О книге: Первая книга в СНГ о юрфильмах / Уникальный дизайн изложения / Расширенный список 1000 фильмов / Оригинальные обзоры 99 фильмов / Аннотации 40 комедий о юристах / Учебные статьи о фильмах).

Практически все участники презентации отметили уникальность книги, её будущий успех. Книга имеет и методическое предназначение, отметил Сергей Касаткин, к. ю. н., доцент Самарской гуманитарной академии. Андрей Истомин, преподаватель Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова отметил, что содержание книги совпадает с интересами автора. Арсен Меликян, к. ф. н., доцент Государственного инженерного университета Армении, посоветовал автору сделать фильм о фильмах, посвященный тематике. Американский профессор Д. Таббс также отметил интересность книги, порекомендовал несколько фильмов, на которые стоит обратить внимание автору. Участники презентации посоветовали презентовать книгу «более широкому кругу», издать её «электронный вариант». В тоже время, соруководитель Программы Дмитрий Кобринский отметил, что и в книге есть «своя прелесть, аромат».

Дальше представлено краткое изложение презентации в форме интервью с автором.

— Как и когда возник замысел книги?

Меня заинтересовали юридические фильмы еще в студенческие 1990-ые годы. И не только меня. Чётко помню, как мой коллега как-то мне сказал: «Я решил стать юристом после того, как посмотрел «Перри Мэйсон»[1] (это сериал об американском адвокате в уголовных делах). Думаю, что теперь это могут сказать большее количество нынешних юристов, ведь и фильмов стало больше за последние 20 лет. Не так ли? Дальше, когда я учился и работал в США и Германии в конце 1990-ых – начале 2000-ых годов, начал коллекционировать фильмы. Думаю, каждый художественно увлечённый юрист делает это или, по крайней мере, подумывал об этом. Ведь хорошие фильмы – как хорошие картины. Или даже хорошая книга. Думаю, фильм – это книга, которую можно просмотреть за полтора-два часа. И вот и 2008 год: в поисках материала и вдохновения для докторской диссертации, я начал больше смотреть фильмов. И тогда, подумал к примеру. Посмотрел фильм «Во имя отца», «Без конца», или «Три цвета» - и не мог сдержаться. Хочется о них говорить, писать, что я делал на сайте «ЮрСлава» или группе «Юрфильмы» в Фейсбуке, или, лучше, снять что-то подобное. И тогда я начал записывать свои впечатления. Со временем у меня собралось около 100 обзоров и вот, избрав дизайн, решил их опубликовать. Результат – представлен вашему вниманию.

—  Трудно ли писалась книга, и кто мне помогал?

Книга писалась нелегко в определенном смысле. Вы пробовали смотреть фильмы и писать о нём одновременно? Это не просто. Мне приходилось записывать цитаты прямо во время просмотра. И потом я поймал себя на чувстве – что мой развлекательный просмотр превращается в системную работу. Вместо того, чтобы отдыхать, я работал. Отмечу, что когда у меня был «застой» с написанием докторской, смотрел какой-то классный фильм. Он меня вдохновлял работать дальше. Еще мене помогали писать эту книгу мои коллеги, которые обсуждали фильмы и мои обзоры на спецрубриках сайтов «ЮрСлава» и «Фейсбука». Моя супруга, Татьяна, одна из первых читала мои обзоры, помогала подбирать дизайн, вычитывать книгу. Ей я посвятил одну статью, точнее доклада на конференции в Академии адвокатуры Украины. Думаю, одной книги мало для такого посвящения. В общем, книга посвящена моим родителям, к 60-ию папы и коллегам.

— Книга задумана как учебное пособие, значит кино – дидактический метод преподавания?

Да, в определённом смысле. Верю в это. Вообще думаю, что кино – образы кино – это способ, язык коммуникации. Как-то на конференции в Национальной академии внутренних дел я заявил доклад «Дидактическое измерение юридических фильмов в подготовке правоохранителей». Чувствовалось, что отношение к теме было скептическое. И вообще система работы на конференции была, неожиданно, построена так, что докладов не было. Но были дискуссии. И когда я начал привносить в дискуссию сюжеты о фильмах. К примеру, когда мы говорим о законности и целесообразности как принципе, стоит напомнить спор Шарапова и Жиглова, когда «Кирпичу» был подсунут кошелек. Я чувствовал, видел, что люди лучше понимают меня, смыслы, которые хочется донести. Они зажигаются, хотят продолжать дискуссию. У них есть, что сказать. Значит, фильм – своеобразный язык коммуникации.

— В книге нет ваших рекомендаций. Есть 99 обзоров и список из более 1 000 фильмов. А что бы вы посоветовали посмотреть и в первую очередь?

— Если вы мне скажете тему, жанр, я дам вам несколько рекомендаций. Если же в общем, то мои топ-рекомендации такие:

  • Вы не знаете Джека (2010). О праве на смерть как уходе от страданий
  • Мартын Боруля (1953): О критическом взгляде народа на юридическую профессию
  • М убийца (1931). О самосуде общества
  • Пожнешь бурю (1960). О религиозном предубеждении и юридической защите разума
  • Последняя волна (1977). О мистике и вещих снах одного юриста 
  • Простая формальность (1994). О допросе Леонардо да Винчи по пути на небеса
  • Процесс в Вальядолиде (1992). Судебный процесс о душе человека
  • Славное будущее (1997). О трагедии маленького города и драме юриста
  • Сократ (1991). О мудрости в поступках и сути правосудия
  • Человек на все времена (1966). О святом юристе и гарантиях правосудия
  • Чужая (2010). О правах человека и «убийстве чести»

Также отмечу:

  • Без конца (1985). О метафизике перевоплощения в жизни и смерти одного адвоката
  • Венецианский купец (2004). Шекспировская трагикомедия об опасности «правосудия»
  • Весь город говорит (1942). О встрече теории и практики в деле
  • Во имя отца (1993). Об отцах и детях и обвинении судебной системы
  • Ганди (1982). О духовном пути лидера нации — одного юриста
  • Дантон (1982). Об образе революционного правосудия и роли юриста в истории
  • Двенадцать разгневанных мужчин (1957). Об образе суда присяжных и значении предубеждения в правосудии
  • Забрасывая камнями (2008). Когда пути закона и прав человека расходятся
  • Законопослушный гражданин (2009). О самосуде над судебной системой
  • Нюрнбергский процесс (1961). О международном суде над судьями
  • Правосудие для всех (1979). О трагикомедии из жизни легендарного адвоката
  • Уайльд (1997). О скандале и историческом процессе по делу Оскара Уайльда
  • Эквилибриум (2002). О правосудии будущего

 

— Чем юридические фильмы могут быть интересны неюристам?

Как-то мы общались о юридических книгах с директором Института государства и права им. В. М. Корецкого, академиком Ю. Шемшученко: он мне сказал, что мне стоит издать что-то более популярное о праве. Думаю, эта книга в этом духе. Её с интересом прочитает каждый, а лучше – она станет советчиком, что стоит посмотреть.

— Какие ваши творческие планы в этой теме?

— Планов много. Хотелось бы издать в дополнение к этой или отдельной книгой книгу, под названием, скажем, «Юридические фильмы: документальное измерение». Думаю, документальные фильмы будут не менее, а может даже более, популярны и полезны. Есть идея издать материла «Кинематографический образ прав человека». Было бы интересно представить образ женщины-юриста в юрфильмах. Стоить расширить список фильмов. Хотя в книге представлен и сейчас, по моим наблюдениям, самый большой список в мире, он может вырасти до 1,5 – 2,0 тысяч фильмов. Как отмечалось, у нас есть группа «ЮФ». Есть идея создать “Legal Movies International Club”. Не только смотреть и обсуждать вместе кино, но и приглашать на эти обсуждения актёров, режиссеров, сценаристов.

— В заключение хотел бы поблагодарить за похвалу и критику. Они приняты. Спасибо, что расскажите о книге, и фильмах коллегам и друзьям. Благодарю коллег из программы. В частности Сергея Моиссева и Дмитрия Кобринского – что поддержали презентацию, и за то, что каждый смог ознакомится с книгой. Спасибо Ольге Дячковой – за приглашение написать статью для «Философской энциклопедии прав человека» о «кинематографическом образе прав человека».

Отдельное спасибо принадлежит многим. Дэвиду Таббсу – он посоветовал посмотреть экранизацию шекспировской трагикомедии об опасности «правосудия» «Венецианский купец» (2004), Дмитрию Кобринскому – за фильм об играх, которые играют юристы на пенсии «Авария» (1974). Станиславу Погребнякю – за фильм о временности и постоянстве в работе секретаря юридической фирмы «Туннель Хайку» (2001), Дмитрию Бочарову – за гениальный юридически трансцендентный фильм о допросе Леонардо да Винчи по пути на небеса «Простая формальность» (1994).

А пока приятного просмотра юридических фильмов. И как говориться в названии одного из них «спокойной ночи и удачи!».

 

* * *
<hrsize=1 width="33%"></hrsize=1>

[1] «Перри Мейсон» (англ. Perry Mason) — американский телесериал производства Paisano Productions, транслировавшийся с сентября 1957 года по май 1966 года. Перри Мейсона сыграл актёр Рэймонд Бёрр. В своё время сериал был «самым успешным и продолжительным среди сериалов об адвокатах». (Информация из сайта «Википедия»)





 

Статистика

Rambler's Top100

Створено в
студії

~~ <*))>< ~ fishdesign