Перша сторінка
Мапа сайту
Зворотній зв'язок
Персональний сайт Славіка Бігуна
Людяність і оптимізм, професіоналізм і довершеність

ЮрХіт

Философия права. Философско-правовые чтений памяти академика В.С. Нерсесянца по теме «Человек юридический с точки зрения вечности» (3-4.10.2011, Москва, Институт государства и права РАН)

02.08.2011

Тема: философия права / philosophy of law

В начале февраля 2011 года были сформулированы и разосланы следующие вопросы для выступлений и совместного обсуждения на очередных, шестых по счету философско-правовых чтений памяти академика В.С. Нерсесянца, которые будут проходить в Институте государства и права РАН 3-4 октября 2011 года по теме «Человек юридический с точки зрения вечности».

  1. Вечное и временное в правовом общении.
  2. Участники и стандарты правового общения в коллективистическом (закрытом) и индивидуалистическом (открытом) сообществах.
  3. Аспекты социально-ролевого участия посредников: от порученцев и доверенных лиц до судей, включая судей-медиаторов
  4. Социально-историческое своеобразие целей и задач современного правового общения.

Присланные тезисы и материалы позволили уточнить наиболее важные и все еще недостаточно проясненные в нашей правоведческой литературе темы и проблемы, которые можно изложить в заново упорядоченном виде и сделать их обсуждение с учетом уже присланных материалов. Эти проблемные темы, сформулированные в виде тезисов, представляются нам в таком виде:

  1. Человек юридический (homo juridicus) в буквальном его истолковании предстает прежде всего участником судоговорения в то время, как его практическое обсуждение в литературе и присланных для чтений материалах имеет в виду человека права (homo juris, persona juris), то есть такого участника правового общения[1], который озабочен более всего правотой, правдой, порядком и справедливостью, поддерживаемых требованием соблюдения законной справедливости.
  2. Правовое общение[2] есть атрибут нормальной или нормализуемой общественной жизни, она предполагает согласное с нормами общественной жизни поведение индивидов и групп, в особенности выполнение правовых обязательств в отношении ближних, в отношении сограждан и государства, в отношении лиц властвующих и подвластных и т.д. Оно сопровождается разрешением споров и конфликтов в суде, либо с участием администрации, либо путем достижения компромисса и примирения. Это разрешение конфликтов производится сообразно принципам законности, сообразно нормам права и правовых обычаев.
  3. Человек юридический первобытный и человек юридический в государственно сплоченном общежитии имеют различающийся социальный и политический статус и соответствующие социально-политические характеристики, которые во многом связаны и предопределены статусом той политической общности, которая именуется народом, нацией, а также международным политическим сообществом регионального или универсального характера. В этом смысле убедительным выглядит навеянное, по всей видимости, аналогичными размышлениями заключение В.О. Ключевского о народе как юридическом лице, в частности, о том, что «в государстве народ становится не только юридическим лицом, но и исторической личностью с более или менее ясно выраженным национальным характером и сознанием своего мирового значения».
  4. Человек юридический в обсуждаемом ракурсе является обладателем и пользователем не только прав человека и прав гражданина, но также обладателем прав личности. Здесь уместно напомнить о приемах обсуждения «идеи общения и идеи личности» выдающимся русским философом Н.Н. Алексеевым, который характеризовал личность как некоторое творческое единство, которое само устраивает свою собственную идейную и нравственную жизнь, при этом внутренние силы личности являются безусловными – «не в том смысле, что выше их ничего нет, не в том смысле, что личность действует на основании присущей ей свободы и самоопределения. Истина и добро выше личности (…) И если личность приняла какое-либо содержание, как истину, - нет силы, которая могла бы сдвинуть ее с этого убеждения. В этом смысле закон личности лежит в ней самой, и, свободно принимая его, личность организует автономную жизнь и влияет на жизнь, ее окружающую».[3]
  5. В предстоящем обсуждении заявленной темы необходимо всегда иметь его конечную цель, поскольку именно она стягивает все нужное в некое целостное и обозримое образование. Наша цель – представить человека юридического (и более широко - человека права) одновременно в его прошлых и современных состояниях.
  6. Девизом обсуждения можно считать слова философа-современника: «Существует некий метафизический способ рисования – видеть в свете вечного…Философия не призвана добывать новые факты. Ее дело – формирование позиции, видения этих фактов под определенным углом зрения или же изменения точки зрения (увидеть факты в другом свете)» (Л. Витгенштейн. Философские исследования).

Новые заявки на участие с указанием темы  или уточненные названия уже заявленных выступлений на шестых чтениях (тезисы последних готовятся к публикации и будут вручены перед началом чтений) просьба сообщить по электронной почте не позднее 10 сентября или ранее этого срока.

Автор (источник): проф. В. Г. Графский, от имени организаторов чтений 

-- <hrsize=1 width="33%"></hrsize=1>

[1] О правовом общении в этом аспекте см.: Графский В. Г., Правое общение в прошлом и настоящем.- Право и политика. 20011. № 1.С. 78-82.

[2]См. также: Мамут Л.С. Правовое общение. Очерк теории. М. Норма.2011.

[3] Алексеев Н.Н. Очерки по общей теории государства. Основные предпосылки и гипотезы государственной науки. М.Зерцало. 2008. С.130-131.

 

Фото: обложка сборника одних из Философско-правовые чтений памяти академика В.С. Нерсесянца





 

Статистика

Rambler's Top100

Створено в
студії

~~ <*))>< ~ fishdesign