First page
Sitemap
Feedback
Slavik Bihun’s Personal Site
Humanness & Optimism, Professionalism & Perfection

YurHit

ЮрФильмы. Права человека – кинематографический образ (философское измерение)

14.05.2011

Тема: юридические фильмы, legal films

Вашему вниманию материал, подготовленный в апреле 2011 года В. С. Бигуном для «Философской энциклопедии прав человека» (Национальный институт по правам человека. Екатеринбург, 2011).

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА – КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЙ ОБРАЗ (ФИЛОСОФСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ)

Прав человека кинематографический образ – собирательное представление о правах человека, создаваемое кинематографом.

Кинематограф, как сфера деятельности по производству фильмов, среди прочего, отображает и создаёт образ прав человека, в частности в популярной культуре. Феномен прав человека находит своё отражение в кино, как документальных, так и художественных фильмах. Аккумулированный кинематографом материал о правах человека позволяет, как создавать (воссоздавать) образ прав человека, так и рефлексировать над ним, в частности его философским измерением. В результате есть основания говорить о понятии, которое можно определить как кинематографический образ прав человека.

В ранней истории кино понятие прав человека не отдельно не отображено: она не встречается как отдельная тема сюжета фильма или тематическая деятельность кинорежиссера. В тоже время нет оснований считать её обделённой вниманием. К примеру, в 1917 году в Киеве режиссер Н. Брешко-Брешковский снял 25-ти минутный художественный фильм «Процесс Бейлиса», в котором показано, по замыслу режиссера, фабрикацию обвинения против невинного человека в одноимённом резонансном судебном процессе 1913 года. В 1928 году датский режиссер Карл Теодор Дрейер (Нильссон) в полуторачасовом фильме «Страсти Жанны д`Арк» воссоздал годичный судебный процесс над Жанной д`Арк. Глубина созданных художественных образов действующих лиц – героини и церковного суда – настолько драматичны, экспрессивны, что зрителю предоставляется возможность подняться над этим процессом, чтобы осознать добро и зло в разных их проявлениях. В общем кино в жанре драмы черпало сюжеты из тем и историй, которые непосредственно касались того, что ныне представляется как права человека.

Современное кино более отчетливо отображает тематику прав человека. «Права человека», как ключевое слово, все более часто используется для идентификации темы сюжета фильма. К примеру, в одной из самых больших баз данных о фильмах (IMDb.com – Интернет-база фильмов) по состоянию на 1.04.2011 года за этим словом идентифицирует около 850 фильмов. Для сравнения, в базе российского сайта «Кинопоиск.ru» – 175. Среди фильмов, указанных IMDb.сom, больше 500 сняты в жанре документального кино, больше 300 – драмы, больше 100 – исторических фильмом, некоторые так называемые «семейные». Кроме того, база идентифицирует такие ключевые слова, как «злоупотребление правами человека» (human-rights-abuse), юрист в сфере прав человека/правозащитник (human-rights-lawyer), «нарушение прав человека» (human-rights-violation), «права ребенка», «детские права человека» (children-human-rights), «права человека в Иране» (human-rights-in-Iran), «движение за права человека» (pro-human-rights-movement), Human Rights Watch (human-rights-watch). Следует отметить, что количество фильмов с сюжетом на тему прав человека потенциально намного больше, поскольку многие фильмы не проиндексированы за этим ключевым словом. Этот «кинематографический материал» представляет собой как поле для исследования кинематографического образа прав человека, так и его создания.

Создается инфраструктура кино, посвященного правам человека. Так, существуют специальные конкурсы фильмов, посвящённые этой  тематике. Среди прочих, отметим Human Rights Watch International Film Festival (http://www.hrw.org/en/iff), создание сети организаций в этом направлении – Human Rights Film Network (http://www.humanrightsfilmnetwork.org), каталоги и архивы фильмов (к примеру, Human Rights Film Directory, University of Washington Libraries – http://db.lib.washington.edu/hrfilms/hrfilms.htm).

Следующим рассмотрим несколько аспектов этих фильмов в части философских некоторых вопросов прав человека.

Человек и власть. Права человека представляются в кино как инструмент защиты человека от произвола власти. Проявления власти и её произвола многолики: представлены в действиях государства, церкви, корпораций, социальной или этнической группы. Эта проблематика прав человека активно экранизируется как форма рефлексии проявлений несправедливости в истории. Речь идёт о судьбе известных людей, как например, репрессированных или гонимых властью Н. Королеве в фильме Юрия Кары «Королёв» (2007) или А. Солженицыне в исторической драме-сериале Глеба Панфилова «В круге первом» (2005), в котором главный герой должен сделать этический выбор: служить режиму или отправиться в ГУЛАГ. В большинстве фильмов право (и права человека) представляется не столько как юридический инструмент, сколько как некая трансцендентная этическая категория, реально действующая в пространстве и времени, но часто бессильная в конкретных ситуациях произвола, подвластных злому «духу времени».

Преступления против человечности. Тема геноцида, как и тема холокоста – одни из наиболее экранизируемых тем, связанных с правами человека. Так, к примеру, IMDb.com упоминает более 500 фильмов за ключевым словом «холокост». Их большинство связано с такими жанрами, как «документальный», «биографический» и «военный» фильмы. Зрителям тема холокоста представлена в образах таких популярных (отмеченных множественными кино-премиями) художественных фильмов, как, к примеру, «Список Шиндлера» / Schindler's List (1993), «Жизнь прекрасна» / La vita è bella (1997), «Пианист» / The Pianist (2002), «Дневник Анны Франк» / The Diary of Anne Frank (1959; 2009). В центре сюжета этих фильмов драма человека, которая заставляет зрителя сочувствовать и сопереживать. Зачастую речь идёт не только о нарушениях права на жизнь конкретного человека, но и о праве на жизнь целой нации, народа. В послевоенное время эта тема снова актуализировалась, особенно в связи с событиями в межэтнического конфликта в балканских странах и некоторых странах Африки, найдя своё художественное отражение и в художественных фильмах (к примеру, «Отель Руанда» / Hotel Rwanda (2004)). С позиций «свой – чужой» она нашла своё воплощение и в популярнейшем фильме начала ХХІ века «Аватар» / Avatar (2009), по сюжету которого военнослужащий отправлен на задание на луну Пандора, столкнувшись с дилеммой: исполнить приказ об истреблении местных жителей или защищать «родное», частью которого он сам генетически являлся. В подобных фильмах права человека представляются как права человечности, принимая на себя роль творца некоего декалога как «минимума морали» или «соломинки» для спасения человека в целом.

Право и закон. Некоторые фильмы представляют более содержательною попытку осмыслить причины нарушения прав человека. Так, в фильме «Нюрнбергский процесс» / Judgment at Nuremberg (1961) повествуется о так званом «малом Нюрнбергском судебном процессе», когда на скамье подсудимых оказались представители юридической профессии, работавшие на службе Рейха. В этом фильме поднимается вопрос о причинах и мотивах, которые побудили исполнять то, что в нынешнее время квалифицируется как «явный преступный приказ». «Исполнение приказа» как акта закона во имя исполнения клятвы – основной излагаемый резон, который претворяясь в жизнь без ограничения, может привести к саморазрушению. Попытка изучить эти резоны так же нашла своё воплощение, как в литературе, так и фильмах. Так сразу после процесса над Адольфом Эйхманом (1961–1962), американский ученый Стенли Милграм провел практическое исследование вопроса: «Возможно ли то, то Эйхман и миллионы его соучастников по холокосту выполняли исключительно приказы? Можно ли их всех называть соучастниками?». Для его изучения С. Милграм провёл эксперимент, экранизированный, среди прочего, в документальном фильме «Эксперимент Милгрема» / Milgram Experiment (2009). В фильме отражается сложный процесс формирования давления авторитета (власти) на человека. Эти и подобные экранизации причин нарушения прав человека показывают, среди прочего, роль конкретных факторов в соблюдении прав человека.

Универсализм или партикуляризм прав человека. Эта ещё одна актуальная тема дискурса прав человека представлена в фильмах, затрагивающих социально-культурный контекст их функционирования. Яркий пример экранизации этой темы представлен в фильме «Чужая» / Die Fremde (2010), снятом по мотивам резонансного дела Сюрюджу об «убийстве чести» в Германии в 2004-2005 годах. В фильме показан антиномия и диалектика универсализма и партикуляризма прав человека на примере трагического конфликта ценностей индивида и коллектива в открытом поликультурном обществе. Семья, которая внешне интегрируется в новое сообщество, обращается к практикуемому убийству чести своего члена, который якобы причинил бесчестие. Западное общество стаёт на защиту индивида, тем самым защищая свои же ценности. В фильме «Забрасывая камнями» / The Stoning of Soraya M. (2008) повествуется трагическая история иранской женщины, приговоренной к смерти путем забрасывания камнями за якобы измену мужу. Невольным рассказчиком истории становиться журналист, который, как медиум, вещает её миру для осуждения с позиций универсализма прав человека, уважения личности.

Отдельно следует упомянуть значение формы и содержания документального и художественного кино в отображении прав человека. Считается, что документальное кино способно более правдиво, фактологично рассказать историю. Поэтому именно при описательном изложении преимущество отдаётся документальным фильмам. Не случайно, что один из самых рейтинговых фильмов «Ночь и туман» / Nuit et brouillard (1955), рассказывающих о гитлеровских лагерях смерти, представлен в документальной форме. В тоже время есть основания полагать, как считал, к примеру, режиссер Кшиштоф Кеслёвский, что вымысел в художественном кино не только даёт большую художественную свободу, но и может более правдиво показать обстоятельства жизни. Кинематографические поиски адекватной формы и содержания привели к использованию «смеси» документального и художественного кино, как это представлено в фильме П. Уоткинса «Парк наказаний» / Punishment Park (1971).

Резюмируя, отметим, что кинематографический образ права человека многофункционален: он помогает не только отразить, но и создать и воссоздать представление о правах человека. Образно говоря, кинематографический образ права представляет собою монументальную картину, работа над которой продолжается.

© В. С. Бигун, 29.04.2011

 





 

Statictics

Rambler's Top100

It is created
in studio

~~ <*))>< ~ fishdesign